Выставка иллюстраций Г. А. В. Траугот  к столетию создания поэмы Александра Блока «Двенадцать»
К столетию создания поэмы Александра Блока «Двенадцать» в галерее Капеллы откроется выставка иллюстраций Г. А. В. Траугот

24 января в 18.00 галерее Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга откроется выставка «Двенадцать». Экспозицию составят оригиналы иллюстраций Г. А. В. Траугот, выполненные легендарными книжными графиками специально для нового издания поэмы Александра Блока, выпущенного издательством «Вита Нова».  

Поэма «Двенадцать» была написана в январе 1918 года, почти через год после Февральской революции и через два месяца после Октябрьской революции. Среди художественных интерпретаций поэмы особое место занимают два цикла иллюстраций к ней художников Г. А. В. Траугот. Первый из этих циклов был опубликован в 1967 году — к пятидесятилетию Октябрьской революции, второй был создан к ее столетию и впервые представлен в новом издании.

Братья Александр Георгиевич (р. 1931) и Валерий Георгиевич (1936–2009) Трауготы — заслуженные художники России. Принимали участие в выставках книг и иллюстраций в России, Германии, Италии, Чехии, Словакии, Польше, Японии, Франции. Работы Г. А. В. Траугот находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Музее Андерсена в Оденсе, в многочисленных музейных и частных собраниях России, Японии, Германии, Чехии и других стран. В 2014 году Александр Георгиевич Траугот стал лауреатом премии Президента РФ в области литературы и искусства.


Александр и Валерий Трауготы родились в Ленинграде. Учились в Средней художественной школе при Академии художеств. Валерий затем продолжил образование в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова (отделение скульптуры) и на факультете скульптуры Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Однако главными учителями Александр и Валерий считали родителей — художников Георгия Николаевича Траугота (1903–1961) и Веру Павловну Янову (1907–2004). «Папа полагал, что если человек не работает 18 часов, то это уже безнадежный лентяй, о котором нечего и говорить. „У художника, — любил повторять он, — должно быть два состояния: или работает, или спит“. Мы воспитывались в атмосфере очень большого уважения к количеству труда», — вспоминает Александр Георгиевич.

Александр и Валерий увлеченно занимались скульптурой, живописью, станковой графикой. Но, пожалуй, больше всего творческих сил художники вложили в книжную графику. Первые книги задумывались и создавались совместно с отцом — отсюда и коллективный псевдоним Г. А. В. (Георгий, Александр, Валерий) Траугот. После трагической гибели Георгия Николаевича сыновья решили сохранить его имя в общей подписи. «Со временем мы лучше понимаем уроки отца, — рассказывали братья Траугот. — И для нас он совершенно не умер, потому что теперь глубже осознаешь то, что он говорил. Главное — что мы по-настоящему верим в такое коллективное творчество. Не в том смысле, что над каждым рисунком непременно нужно работать всем вместе, а в том, что мы некая группа, обладающая способностью понимать друг друга, и можем сообща трудиться в искусстве. С этим связаны для каждого из нас очень важные нравственные изменения. И прежде всего — скромность, сознание, что один — не можешь…»

Первая книга, которую проиллюстрировали Трауготы, — «686 забавных превращений» — вышла в 1956 году. С тех пор художники оформили еще около двухсот книг. Это иллюстрации к произведениям Гомера и Апулея, Овидия и Перро, Шекспира и Гофмана, братьев Гримм и Гауфа, Петефи и Ростана, Метерлинка и Киплинга, Пушкина и Чехова, Куприна и Булгакова, Гоголя и Аксакова. Но самой востребованной книгой в оформлении братьев Траугот оказались сказки Андерсена. Ведь они переиздавалась семнадцать раз, а их общий тираж превысил три миллиона экземпляров.

Поделиться с друзьями

← Назад к списку новостей

x